Защита ваших интересов на следствии и в суде

Запись на консультацию тел. +7 (351) 200-37-46

Буквально в ближайшие дни вступают в силу несколько законов, которые в корне изменят жизнь интернета.

Ведь до их вступления, интернет считался гарантом свободы слова. Однако, видимо и эта эпоха постепенно уходит.

При этом, одновременно начинают действовать несколько законов, которые в общем то похожи, но при этом регулируют различные вопросы.

Давайте разбираться:

Вообще, нужно понимать, что одновременно утверждены три  важных закона, которые повлияют на журналистику, блогеров и простых граждан с активной позицией, при этом могут коснуться любого.

  •  Первый закон, касается  возможности блокировки информации и ресурсов, недостоверной общественной значимой информации.    В случае обнаружения таких сообщений Генпрокурор или его заместители обращаются в Роскомнадзор, который должен ограничить доступ к информационным ресурсам, содержащим такую информацию, а также принять меры по ее удалению. (Напомню, что ранее такая возможность была в отношении узко ограниченного круга информации, например призывов к массовым беспорядкам)
  • Второй об административной ответственности за публикацию недостоверной информации о каких-либо событиях.  Статья 13.15 КоАП, в которой оговорена ответственность за злоупотребления правом на свободу информации  дополнена новыми пунктами, которые позволяют привлечь к административной ответственности человека или организацию, распространивших под видом достоверной заведомо недостоверную общественно значимую информацию.
  • Третий закон. Об административной ответственности за публикацию информации в неприличной форме, оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность и выражающую явное неуважение к обществу, государству, государственным символам и органам государственной власти.

Если вкратце, то законы позволяют очень быстро (немедленно и без судебного решения) заблокировать ресурс распространяющий недостоверную информацию или же  финансово наказать лицо, которое к этому причастно. А также привлечь к административной ответственности человека, жестко критикующих власть в неприличной форме.

Что касается публикации недостоверных сведений, то определены несколько основных критериев “недопустимой информации”, которая должна быть:

  • заведомо недостоверной.
  • общественно значимой.
  • подаваться под видом достоверных сообщений.
  • и наконец должна создавать угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и т.д.

Что касается ответственности за публикацию информации в неприличной форме, оскорбляющей общественную нравственность, то вопросов больше чем ответов. Ведь по сути, любая критика кого-то может оскорбить и задеть. И видимо, основной вопрос, при каких условиях информация будет признаваться «неприличной».

После изучения данных законов у меня возникло к ним очень много вопросов.

Важно, что законы содержат множество размытых формулировок, которые позволяют возможности для злоупотреблений и при активном их применении породят множество споров.

В этом и состоит главная претензия к новым законам — их неконкретность. Данные законы не позволяют точно определить границы дозволенного и не позволяют определить черту, которую переходить нельзя.

Именно поэтому, если не будет четких разъяснений и инструкций возможны, многочисленные злоупотребления и спорные ситуации, которые будут перерастут  в судебные споры. особенно учитывая гигантские штрафы.

К сожалению, принятые законы без четких разъяснений, на данном этапе позволяют привлечь практически любой ресурс или человека, публикующих какую-либо негативную информацию, отличную от официальной.

Повторюсь, все будет зависеть от судебной практики и выпущенных подзаконных актов. А пока выводы делать очень сложно.

Законы содержат множество терминов и оценочных понятий, без точных определений. Например, нет четких определений таких терминов, как “заведомо недостоверная информация” или “ общественно значимая информация”. А это порождает многочисленные вопросы.

Ну например,

  • Что такое общественно значимая информация ?  Ведь любая информация может быть признана таковой.
  • Как определить заведомую недостоверность и как она будет устанавливаться.
  • На ком будет обязанность доказывания нарушения. Будет ли автор обязан доказывать достоверность информации, или же государство должно доказать недостоверность
  • Каким способом можно избежать обвинения , в том что информация не преподноситься как достоверная. Что для этого должно быть указано в статье.
  • Будет ли ответственность за распространение информации размещенной на другом ресурске, или же будет наказываться только первоисточник. А также будет ли освобождать от ответсвенность ссылка на источник информации и оговорка что информация взята из этого источника.

Т.е. закона позволяет применить его максимально широко, однако я надеюсь что этого не произойдет.

Для меня очевидно, что эти законы сильно повлияют на журналистику и блогерскую деятельность, особенно оппозиционную. Ведь, теперь нужно будет очень избирательно подходить к написанию новостей.

Кроме того, неточность закона позволяет распространить его и на простых граждан. Например, исходя из текста закона теоретически под распространением недостоверной информации может быть признан:

  • пост в социальных сетях
  • неосторожный комментарий в интернете.
  • репост в социальных сетях
  • неосторожное высказывание в публикации или новости

Опять же повторюсь, но на мой взгляд размытость закона создает риски его необоснованного применения. Кроме того, даже нам юристам теперь не до конца ясно, с какого момента публикация  «спорной информации» будет нарушением.