Буквально в ближайшие дни вступают в силу несколько законов, которые в корне изменят жизнь интернета.
Ведь до их вступления, интернет считался гарантом свободы слова. Однако, видимо и эта эпоха постепенно уходит.
При этом, одновременно начинают действовать несколько законов, которые в общем то похожи, но при этом регулируют различные вопросы.
Давайте разбираться:
Вообще, нужно понимать, что одновременно утверждены три важных закона, которые повлияют на журналистику, блогеров и простых граждан с активной позицией, при этом могут коснуться любого.
- Первый закон, касается возможности блокировки информации и ресурсов, недостоверной общественной значимой информации. В случае обнаружения таких сообщений Генпрокурор или его заместители обращаются в Роскомнадзор, который должен ограничить доступ к информационным ресурсам, содержащим такую информацию, а также принять меры по ее удалению. (Напомню, что ранее такая возможность была в отношении узко ограниченного круга информации, например призывов к массовым беспорядкам)
- Второй об административной ответственности за публикацию недостоверной информации о каких-либо событиях. Статья 13.15 КоАП, в которой оговорена ответственность за злоупотребления правом на свободу информации дополнена новыми пунктами, которые позволяют привлечь к административной ответственности человека или организацию, распространивших под видом достоверной заведомо недостоверную общественно значимую информацию.
- Третий закон. Об административной ответственности за публикацию информации в неприличной форме, оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность и выражающую явное неуважение к обществу, государству, государственным символам и органам государственной власти.
Если вкратце, то законы позволяют очень быстро (немедленно и без судебного решения) заблокировать ресурс распространяющий недостоверную информацию или же финансово наказать лицо, которое к этому причастно. А также привлечь к административной ответственности человека, жестко критикующих власть в неприличной форме.
Что касается публикации недостоверных сведений, то определены несколько основных критериев “недопустимой информации”, которая должна быть:
- заведомо недостоверной.
- общественно значимой.
- подаваться под видом достоверных сообщений.
- и наконец должна создавать угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и т.д.
Что касается ответственности за публикацию информации в неприличной форме, оскорбляющей общественную нравственность, то вопросов больше чем ответов. Ведь по сути, любая критика кого-то может оскорбить и задеть. И видимо, основной вопрос, при каких условиях информация будет признаваться «неприличной».
После изучения данных законов у меня возникло к ним очень много вопросов.
Важно, что законы содержат множество размытых формулировок, которые позволяют возможности для злоупотреблений и при активном их применении породят множество споров.
В этом и состоит главная претензия к новым законам — их неконкретность. Данные законы не позволяют точно определить границы дозволенного и не позволяют определить черту, которую переходить нельзя.
Именно поэтому, если не будет четких разъяснений и инструкций возможны, многочисленные злоупотребления и спорные ситуации, которые будут перерастут в судебные споры. особенно учитывая гигантские штрафы.
К сожалению, принятые законы без четких разъяснений, на данном этапе позволяют привлечь практически любой ресурс или человека, публикующих какую-либо негативную информацию, отличную от официальной.
Повторюсь, все будет зависеть от судебной практики и выпущенных подзаконных актов. А пока выводы делать очень сложно.
Законы содержат множество терминов и оценочных понятий, без точных определений. Например, нет четких определений таких терминов, как “заведомо недостоверная информация” или “ общественно значимая информация”. А это порождает многочисленные вопросы.
Ну например,
- Что такое общественно значимая информация ? Ведь любая информация может быть признана таковой.
- Как определить заведомую недостоверность и как она будет устанавливаться.
- На ком будет обязанность доказывания нарушения. Будет ли автор обязан доказывать достоверность информации, или же государство должно доказать недостоверность
- Каким способом можно избежать обвинения , в том что информация не преподноситься как достоверная. Что для этого должно быть указано в статье.
- Будет ли ответственность за распространение информации размещенной на другом ресурске, или же будет наказываться только первоисточник. А также будет ли освобождать от ответсвенность ссылка на источник информации и оговорка что информация взята из этого источника.
Т.е. закона позволяет применить его максимально широко, однако я надеюсь что этого не произойдет.
Для меня очевидно, что эти законы сильно повлияют на журналистику и блогерскую деятельность, особенно оппозиционную. Ведь, теперь нужно будет очень избирательно подходить к написанию новостей.
Кроме того, неточность закона позволяет распространить его и на простых граждан. Например, исходя из текста закона теоретически под распространением недостоверной информации может быть признан:
- пост в социальных сетях
- неосторожный комментарий в интернете.
- репост в социальных сетях
- неосторожное высказывание в публикации или новости
Опять же повторюсь, но на мой взгляд размытость закона создает риски его необоснованного применения. Кроме того, даже нам юристам теперь не до конца ясно, с какого момента публикация «спорной информации» будет нарушением.